суббота, 15 декабря 2012 г.

Сообщение

Ребята, в связи с моим отсутствием  работать вы должны самостоятельно. Поэтому я даю вам домашнее задание.
 6 б класс: Параграфы № 47, 48. Упражнения № 272, 278, 279.
7д,в : Законспектировать все параграфы по деепричастию, упр. №186,188, 193.
Литература: А.Некрасов "Русские женщины". Читать, письменно ответить  по вопросам к произведению
10 а: Литература. Хорошо знать текст А.Островского "Гроза", законспектировать статью Добролюбова "Луч света в темном царстве". Ответить на проблемный вопрос "Почему Катерина - луч света в темном царстве?" Ответы поместить в блог до 20 декабря.
Русский язык. Законспектировать по учебнику тему "Обособленные обстоятельства"

6 комментариев:

  1. Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена пьесе Островского «Гроза».В произведении много действующих лиц, но главным из них является Катерина, статья названа так именно благодаря ей. Почему Катерина - луч света в темном царстве?
    Образ этой женщины отличается от всех других. Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она жила без забот, но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку. Она была религиозной, верила в заповеди церкви и считала свою любовь к Борису грехом. Катерина имела яркое воображение и много мечтала, ей снилось множество птиц, садов и ангелов. Ее речь напоминала народные песни. Девушка была очень чувствительна. Когда во время грозы она услышала проклятия полоумной барыни, то стала молиться. Увидев на стене рисунок “геенны огненной”, нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису. Катерина честна и не умеет врать. Любовь к Борису — это все для Катерины. Во имя этой любви она вступает в поединок с “темным царством”. В нем любое проявление независимости воспринимается как смертный грех, поэтому пьеса кончается смертью героини. Женщина одна и раздвоена внутренним сознанием своего “греха”.
    Гибель Катерины - это нравственная победа над “темным царством”, сковывает свободу и разум. Самоубийство - это грех, по учениям церкви, но Катерине все равно. Полюбив, она заявляет Борису, что не боится людского суда. Последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
    Я не оправдываю и не осуждаю Катерину за ее решение, но считаю, что нельзя не восхищаться ее жаждой свободы и решимостью. Смерть ее потрясла даже таких забитых людей, как Тихон. Значит, поступок Катерины доказывает, что в “темном царстве” способны рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить его.

    ОтветитьУдалить
  2. Катерина – главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает.
    Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства свекрови.
    В доме Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви.
    Когда она осознает свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять. Она признается Варваре: «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». И действительно, вокруг нее все рушится: уезжает Тихон, Варвара дает ей ключ от калитки. В разговоре с Борисом Варвара говорит: «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!». Эти слова можно считать предвестием гибели. Сознание греха полностью овладевает героиней.
    Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство. Катерина говорит: «Все равно уж душу свою погубила». Смерть становится для Катерины избавлением. Это отчаянное стремление вырваться из «темного царства», давившего и душившего ее самобытную личность.

    ОтветитьУдалить
  3. Островский как художник является глубоким реалистом. Создавая свои произведения, он руководствовался принципом, что «драматические произведения есть не что иное, как драматизированная жизнь». Может быть, поэтому герои его пьес нам частенько кого-то напоминают: и Кабаниха, и Дикой, и Тихон, и Борис...Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». «Темным царством» он считал мир бессмысленного самодурства и страданий «наших младших братии», «мир затаенной, тихо вздыхающей скорби», мир, где «наружная покорность, и сосредоточенное горе, сочетаются с «рабской хитростью, гнуснейшим обманом, бессовестнейшим вероломством».
    Действие пьесы происходит в городе Калинове, на берегу Волги. И это очень важно, что Катерина появилась не откуда-то извне, а сформировалась в калиновских условиях. Именно в душе женщины из обычного российского города рождается новое отношение к миру, новое чувство, еще неясное самой героине.«Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или...уж и не знаю». Это просыпающееся чувство личности. В лице героини оно естественным образом принимает не форму гражданского протеста, а форму любви. Любовь и воля нераздельно сливаются в ее сознании.Стремление к воле, поселившееся в ее душе, Катерина воспринимает как нечто гибельное, противоречащее ее собственным, вполне патриархальным представлениям о жизни. Протест Катерины также идет вразрез с ее идеальным представлением о нравственности, и в этом ее трагедия.
    Мы знакомимся с Катериной в тот момент, когда в ее сердце уже зародилась любовь к Борису, но она еще отчаянно старается сохранить добрые отношения со своим мужем. Мы пока не знаем Катерину, но уже сочувствуем ей, потому что диалог между ее мужем и свекровью заставляет нас содрогаться от ужаса. Тихон выглядит совершенно бесхарактерным, хотя и не злым, не смеющим ничего сказать, а уж тем более сделать, вопреки матери. Катерина терпит, но это не то терпение, которое заканчивается привычкой. Нет, в каждой ее сдержанной реплике чувствуется такая сила характера, что мы понимаем: Катерина никогда не смирится с оскорблениями и не привыкнет к своему положению — рано или поздно она вырвется из него. Она никогда не жалуется, но свекровь чувствует в ней что-то непонятное и враждебное. Видимо, поэтому она всеми силами старается натравить сына на жену.Еще ничего не было, а она уже угрызается, просит мужа взять с нее какую-нибудь страшную клятву: “...чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком другом, кроме тебя”. Интересно, что клятва эта напоминает наставление самого Тихона о том, чтобы она “на молодых парней не заглядывалась”, но те слова оскорбительны, потому что в них содержится ни на чем не основанное подозрение, а здесь Катерина чувствует свою вину. Другое дело — Варвара, которая советует Катерине скрывать свою любовь к Борису: “А по-моему — делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. Но она не чувствует характера Катерины: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”.
    Смерть становится для Катерины избавлением. Был ли это протест? Можно понимать и так, но, скорее, это — отчаянное стремление вырваться из “темного царства”, давившего и душившего ее самобытную личность. В пьесе Островского эту попытку могла совершить только Катерина, и за это мы и называем ее “лучом света в темном царстве”.

    ОтветитьУдалить
  4. В основу пьесы А.Н. Островского “Гроза” положен конфликт “темного царства” и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза — это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и в то же время — воплощение бремени страха, под игом которого живут люди. В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых и “старших”. “Темное царство” — это зловещая среда бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых порядков. Так, Кабанова тщетно пытается внушить Катерине “основу домашнего благополучия”: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, исполнительность и уважение к старшим, а главное — никогда не сметь “свое суждение иметь”. Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, проповедуемые Кулигиным, а также чистая душа Катерины, которая пусть и бессознательно, одним велением искренней, цельной натуры, этому миру враждебна. “Лучом света в темном царстве” назвал Катерину Н.А. Добролюбов. Катерина — одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах. Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла. Я думаю, что самая важная черта характера Катерины — честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она говорит Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” — так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить — не для нее. Жить — это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность — это личная свобода, свобода души.С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения” Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство, игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу — все равно... В могиле лучше...” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.Катерина — человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть — вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья. Н.А.Добролюбов дал высокую оценку героине: “Решительный, цельный русский характер... сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны... Вот истинная сила характера!”

    ОтветитьУдалить
  5. Москвитин роман19 декабря 2012 г. в 06:15

    Статья Добролюбова "Луч света в тнемном царстве" посвещена пьесе Островского "гроза". В начале статьи Добролюбов пишет о том что Островский обладает глубоким пониманием русской жизни. Далее он подвергает анализу статьи об Островском других критиков. Затем он описывает несколько действующих лиц пьесы, но главным из них является Катерина "луч света в темном царстве". Катерина - натура поэтическая, она чувствует красоту природы, постоянно тянется к прекрасному. Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность её душы. Она мечтает о детях. Катерина очень религиозна и сильно отличается от религиозности Кобанихи и Дикова. Она не способна на фальш и обман. Её жизнь кажется невыносимой. Но Катерина - очень сильна натурай, и поэтому она ведет борьбу против "темного царства". Она не может свыкнуться с жестоким миром диких и кобаних. По словам Добролюбова, в её поведении проявляется "решительный, цельный русский характер". В конце пьесы Катерина умирает, перед тем, как покончить жизнь самоубийством, она признается Борису, что не боится людского суда. И смерть-это победа над "темным царством".

    ОтветитьУдалить
  6. "Луч света в темном царстве"
    Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она "жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле". Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства.
    В доме родителей Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Катерина в религии - "поэт", наделена ярким воображением и мечтательностью. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда входила в церковь, видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминает народные сказания и песни.
    Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому, когда во время грозы она услышала проклятия полоумной барыни, то стала молиться. Когда же увидела на стене рисунок "геенны огненной", нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.
    Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая и жующая родных Кабаниха никогда не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, неспособным оценить истинную любовь, характер Катерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: "Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу". Любовь к Борису - это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с "темным царством". Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено "темное царство", что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертный грех, как восстание против основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса кончается смертью героини: ведь она не только одна, но и раздвоена внутренним сознанием своего "греха".
    Гибель смелой женщины - это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над "темным царством", сковывающим ее и других свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, - непрощаемый грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда". А последними ее словами были: "Друг мой! Радость моя! Прощай!"
    Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее трагическое решение, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких забитых людей, как Тихон, который в глаза обвиняет мать в гибели жены.

    Значит, поступок Катерины был действительно "страшным вызовом самодурной силе". Значит, в "темном царстве" способны рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это "царство"

    ОтветитьУдалить